Звезда и метеор

   Ярослав ЛЕОНТЬЕВ

Он пронесся по небосклону русской революции подобно яркому метеориту. В неполные 36 лет лидер думской фракции трудовиков стал министром юстиции. Через два месяца - военным и морским министром. 8 июля 1917 года он уже министр - председатель Временного правительства. Этого человека можно также сравнить и с ракетоносителем, выведшим на орбиту Ленина и сгоревшим в атмосфере Октябрьского переворота.

Ряд поразительных совпадений в их жизни наводит на мысль, что Александр Федорович Керенский был своего рода спутником или дублером более удачливого Ульянова в некоей назначенной им обоим судьбой исторической миссии. Керенский родился 22 апреля (по старому стилю) 1881 года в городе Симбирске - нынешнем Ульяновске. По иронии судьбы начиная с 1918 года, вследствие перехода на европейский календарь, в этот день стали широко праздновать день рождения его земляка Ленина (на самом деле родившегося 10 апреля).

Папа Ленина и мама Керенского были потомками крепостных. Отцов Ленина и Керенского, по тогдашней терминологии, можно было отнести к "мирным народникам". Оба выслужили дворянство, достигнув чина действительного статского советника. Они были людьми "одного круга" и интересов; хоть и не были тесно дружны, но обменивались традиционными визитами на Пасху и Рождество. В симбирской гимназии, директором которой был отец Александра Керенского, учились трое сыновей Ильи Николаевича. Подпись Керенского стояла под всеми похвальными листами блестящего гимназиста Володи Ульянова. Вот как описывает Керенского-старшего однокашник Ленина, впоследствии член Государственного Совета, предпоследний министр земледелия в императорском правительстве Александр Наумов... "Он был директором активным, отзывчивым, во все вникавшим, за всем лично наблюдавшим. Враг лжи и притворства, Керенский был по существу человеком добрым и справедливым. Образованный и умный, он являлся вместе с тем исключительным по своим способностям педагогом". В отличие от других латинистов Керенский не заставлял зазубривать мертвый язык, а приносил на уроки сочинения Овидия Назона, Юлия Цезаря и так далее, прививая интерес своих учеников к первоисточникам.

Впрочем, однажды добряку-директору пришлось сделать своему способному ученику серьезное предупреждение. После проверки сочинения на тему "Причины благосостояния народа" он сурово выговорил Ульянову:

"Вы написали, что монархический и капиталистический строй государства угнетает трудовой класс общества. Советую вам не вдаваться в критику существующего строя в России".

И после этого поставил распекаемому... высший балл.

История явно готовила Ульянова и Керенского к запуску на одну политическую орбиту. Однако уже в детстве обозначилось отличие, которое, быть может, и определило, кому из них предстояло стать основным действующим лицом, а кому - дублером.

Керенский верил в Бога, Ульянов - нет. Хотя в семьях того и другого религиозное воспитание почиталось. "Особенно запомнилась мне торжественная служба, - вспоминал Александр Керенский, - когда совершалось святое причастие детей и нас с братом, одетых в белые курточки с красными галстучками под белыми стоячими воротничками, подвели к батюшке. Позади нас стояли рядами старшие ученики в аккуратных синих форменных костюмах с серебряными пуговицами, и среди них, должно быть, стоял и примерный ученик Владимир Ульянов... Мальчиком Владимир Ульянов тоже, наверно, смотрел на это распятие и, быть может, в душе посмеивался, сохраняя благочестивое выражение лица, - если, конечно, верить его собственному рассказу о том, как он в четырнадцать лет выбросил в мусорное ведро свой нательный крест".

По той же прихоти судьбы Владимир Ульянов и Александр Керенский выбрали одну профессию адвоката. Поступив в университет, оба активно включились в общественно-политическую жизнь. Владимир Ульянов за участие в студенческих беспорядках был изгнан из университета в первый же год. Александр Керенский, также участвовавший в оппозиционном студенческом движении, получил суровый нагоняй ректора в конце второго курса. Ленин первую ссылку за участие в беспорядках отбывал в своей усадьбе Кокушкино, Керенский - за то же самое - в Ташкенте, где жили его родители. Либерально настроенный отец не стал серьезно пенять сыну, только попросил впредь быть осторожней.

25-летний помощник присяжного поверенного Ульянов попал в серьезный переплет за участие в "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса". 24-летний помощник присяжного поверенного Керенский угодил за решетку как участник группы социалистов-революционеров в конце 1905 года. Просидев намного меньше Ульянова - всего лишь около четырех месяцев, - он отправился в ссылку к родителям в Туркестан.

Помимо главного отличия - веры и неверия в Бога - их рознило отношение к методам переустройства мира. Ленин двигался "другим путем", нежели казненный брат и его соратники. Керенский же пошел тем самым, народовольческим. На одном из заседаний Думы он заявил: "Я принадлежу к партии, которая открыто признавала необходимость тираноубийств..." В отличие от социал-демократов эсеры признавали примат личности над классом. Впрочем, разница во взглядах не мешала Керенскому активно защищать в политических процессах большевиков-ленинцев.

Имя выдающегося трибуна, одного из самых ярких депутатов Государственной Думы Керенского, возглавлявшего думскую комиссию по расследованию расстрела рабочих на золотых приисках компании "Лена-Голдфилс" весной 1912 года, не сходило со страниц газеты "Правда". Он блестяще выступал защитником на судебном процессе над думскими депутатами-большевиками. Карьера его была стремительной. По общему мнению, на политическом небосклоне взошла новая звезда. В 1917-м он оказался на гребне славы.

Одним из первых распоряжений Керенского - министра Временного правительства - 3 марта 1917 года стало освобождение с Нерчинской каторги группы самых известных террористов во главе с Марией Спиридоновой. В их числе была и Фанни Каплан.

В то время биографии Александра Федоровича уже выходили под заголовками: "Вождь свободы Керенский", "Сын Великой революции А.Ф. Керенский", ему посвящали стихи поэты, в частности, Леонид Каннегиссер (будущий убийца начальника Петроградской ЧК Урицкого).

Встречать "пломбированный вагон" на Финляндский вокзал Александр Федорович не поехал. Его личная встреча с Лениным произошла в мае 1917-го на Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, где лидера большевиков забаллотировали на выборах в Исполком. Керенский же прошел "на ура". Это была последняя его удача на политическом поприще.

Критический для него момент настал в августе 1917-го. Хотя Ильич в ходе облав на большевиков после июльских беспорядков в Петрограде уцелел и прятался в шалаше, за решеткой в те дни оказались многие его соратники - Антонов-Овсеенко, Крыленко, Раскольников, Троцкий... Если бы Керенский позволил тогда войскам Корнилова войти в Петроград и принял меры к тому, чтобы сломать хребет большевизму, Октябрьский переворот вряд ли состоялся бы. Но премьер предпочел устранить генералов руками Советов и после этого превратился в заложника катастрофической ситуации, которую изменить уже не мог. Последнее коалиционное правительство было сформировано им 25 сентября и продержалось всего месяц.

Очевидно, на этом этапе истории потребовался уже другой лидер - не имеющий моральных "табу", готовый на все. И тут на авансцену выступил Ленин. Человек, главным постулатом которого было: "Цель оправдывает средства".

Советские учебники утверждали, что Керенский позорно бежал из осажденного Зимнего дворца во время штурма, напялив на себя дамскую юбку. Это ложь. Однако эпизод с переодеванием все же имел место при других обстоятельствах. Произошло это 31 октября в Гатчине, после неудачной попытки наступления Керенского на красный Питер. Незадачливого экс-премьера замаскировали под матроса. А в июне 1918 года, для того чтобы выехать из России, Керенскому пришлось перевоплощаться... в сербского офицера.

В эмиграции Керенский был редактором парижской газеты "День". Потом преподавал в американском университете. А в годы войны занял прорусскую, антигитлеровскую позицию.

Он продолжал пристально следить за происходящим в Советском Союзе. Однажды голос бывшего главы Временного правительства донесся и до наших диссидентских кругов. В 1965 году несколько юных московских поэтов создали СМОГ - "Самое молодое общество гениев" - и вывесили объявление в Библиотеке имени Ленина с призывом вступать в него и телефоном. И вдруг, среди многочисленных звонков, неожиданно раздался звонок из США. Керенский поздравил оторопевшего смогиста Леонида Губанова с этой затеей.

В апреле 1970 года Александр Федорович приехал в Лондон по приглашению Британской радиокомпании. Комментируя в своем выступлении шумиху самого помпезного за всю советскую историю ленинского юбилея, он с грустью сказал, что в истории России и помимо Ульянова "было немало значительных имен, заслуживающих всяческого уважения".

А через несколько дней после возвращения в Нью-Йорк Керенскому стало плохо на лестнице. Он упал, вывихнул при этом плечо и сломал таз. 11 июня его не стало. Хоронить его привезли в Лондон - город, откуда некогда прозвучало первое "вольное" русское слово Герцена.

Незадолго перед смертью Керенский писал: "Удивительно. Никого нет вокруг. Ни Краснова - его казнили в 47-м году... ни этого Дыбенки-матросика. Ни Корнилова, ни Черчилля, ни Ленина, ни Сталина... Я один остался на всем белом свете... Что это - миссия? Или наказание? Наказание долголетием и всезнанием. Я знаю то, что уже никто знать не может". Что знал Керенский? Что открылось ему на склоне долгой жизни? Может быть, то, что история, порой жестокая и несправедливая к отдельным ее излишне "либеральным" действующим лицам, в конечном счете расставляет все по своим местам?..



 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.